ИЗДАНИЕ ОБ УСПЕШНЫХ ПРОЕКТАХ И ГЕНИАЛЬНЫХ ИДЕЯХ

58-ая Венецианская биеннале современного искусства

Инесса Комарова для Skolkovo Vision

В Венеции открылась 58-я Международная выставка искусства — Венецианская биеннале, старейшая и по сию пору самая важная в мире contemporary art. Тема этого года: «May you live in interesting times» - «Чтоб ты жил в эпоху перемен!»
Впервые выставка собирала лишь ныне живущих художников. Так решил главный куратор Ральф Рагофф.
В списке — 79 имен: от Slavs and Tatars и Сиприена Гайяра до Шильпы Гупты, Лю Вэя и многих других. Рагоффу удалось выдержать гендерный баланс, равным образом представив в основном проекте и мужчин, и женщин.

Фото: Юрий Лепский

Международное жюри выставки возглавила  директор берлинского музея Мартин-Гропиус-Бау Стефани Розенталь. В него также вошли Дефне Айас (Турция / Нидерланды), куратор фонда V-A-C в Москве, итальянка Кристиана Коллу, генеральный директор Национальной галереи современного искусства в Риме, президент фонда биеннале в Кванджу Ким Сунджунг (Южная Корея) и американец Хамза Уокер, исполнительный директор некоммерческого арт-пространства Laxart в Лос-Анджелесе.

«Золотого льва» за лучшее национальное участие (то есть за лучший павильон) получила Литва — художница и композитор Лина Лапелите, драматург Вайва Грайните и театральный режиссер Ругиле Барзджюкайте. Экспериментальная опера на экологическую тематику называется «Солнце и море (Марина)». В инсталляции задействованы 20 профессиональных певцов. Они изображают отдыхающих на пляже: неспешно расстилают полотенца, листают книги или ленты соцсетей. Зрители наблюдают за ними сверху, «с точки зрения солнца», как объясняют авторы.

В полдень персонажи начинают рассказывать свои истории, в итоге соло сливаются и превращаются в хор. Отдыхающие поют не только о своих личных проблемах, но и об истощении мира вокруг. К примеру, молодой человек жалуется, что на Рождество не было снега, а богатая женщина упоминает «обесцвеченный и бледный» Большой Барьерный риф. Лень и нежелание шевелиться становятся тут главной угрозой для планеты.
Литовский павильон будет работать до 31 октября 2019 года со вторника по воскресенье, сам перформанс — только по субботам, в нем можно поучаствовать зрителям.

Особенное упоминание жюри получил павильон Бельгии с проектом «Mondo Cane» («Собачий мир»). Создатели — художники Йос де Грюйтер и Харольд Тис. Павильон разделен на две части: в центре находятся фигуры ремесленников, по краям за решеткой — параллельная действительность с «сумасшедшими, маргиналами и поэтами». Эти миры никак не соприкасаются. «Павильон напоминает Европу, предлагая прогулку, похожую на туристический и антропологический опыт», — отмечают авторы проекта.

Лучший художник выставки — американский  кинематографист Артур Джафа. Он получил «Золотого льва» за 50-минутный фильм «Белый альбом» (The White Album), исследующий расовые проблемы. В этом видеоэссе, собранном из музыкальных клипов, фрагментов телепередач, видео с телефона, вирусных роликов, документальных фрагментов и собственных съемок режиссера, Джафа показывает историю о белых людях — об их власти, месте в истории, влиянии на расовые вопросы.

Русский павильон в этом году выглядит как Эрмитаж.  
Передать дух Эрмитажа, его грани (музей как храм, музей как аттракцион), создать закрытое пространство, где заботятся о современном искусстве, и показать влияние музея как хранителя мировой культуры — такую задачу  ставила веред собой команда Эрмитажа с Михаилом Пиотровским во главе.

Эксперименты продолжились и в выборе авторов — Россию в этом году представляют кинорежиссер Александр Сокуров и театральный художник Александр Шишкин-Хокусай.
Первый работал над инсталляцией, посвященной «Возвращению блудного сына» Рембрандта, одному из эрмитажных шедевров. Вместе с Сокуровым проект готовили Елена Жукова и Лидия Крюкова, режиссер Александр Золотухин и студенты Санкт-Петербургской академии художеств.
Второй автор готовил проект «Фламандская школа» — инсталляцию из фанеры, транслирующую несколько произведений из музейной коллекции.

Один из самых заметных экспонатов — «слепки ног атлантов», украшающих портик перед входом в Новый Эрмитаж на Миллионной улице.
Рядом — мольберты-экраны, на которых появляется пустыня и Христос Ивана Крамского, а с ними — современные террористы-смертники. Еще в экспозиции имеется скульптура головы Рембрандта, поставленная на пол, и объемные фигуры героев его картин.

Проект Шишкина-Хокусая «Фламандская школа» целиком выстроен из фанеры — это «берестяной Эрмитаж». Фанерный пол покрашен, как пол в Эрмитаже, на стенах — искаженные копии картин из коллекции музея. «У некоторых картин из центра торчат трубки с алой жидкостью, фигурки зрителей изрешечены невидимыми пулями. Выходишь из павильона с чувством, что покидаешь поле боя», — пишет Милена Орлова из The Art Newspaper Russia.

Китайский дуэт Сунь Юань и Пэн Юй показал в центральном павильоне инсталляцию «Canʼt help myself». Это робот в аквариуме, который пытается не дать растечься огромной луже крови. Исполинский механизм умеет совершать 32 действия, но крови слишком много и она все равно утекает — так что робот вынужден повторять свою работу снова и снова.

Проект мексиканской художницы Терезы Морголлес «Muro Ciudad Juárez» («Стена Сьюдад-Хуареса») — это стена из бетонных блоков. Раньше она стояла в школьном дворе одного из самых криминальных городов мира, мексиканском Сьюдад-Хуаресе. Напротив нее убиты четыре человека, связанные с организованной преступностью. За эту работу Морголлес получила специальное упоминание жюри.

Нигерийская художница Отобонг Нканга, живущая в Антверпене, тоже получила специальное упоминание жюри за работу «Veins Aligned» («Выравнивание вен»). Длина вены из мрамора и муранского стекла составляет 26 метров.

Швейцарско-исландский художник Кристоф Бюхель, известный масштабными инсталляциями, показал на Венецианской биеннале рыбацкое судно, затонувшее в 2015 году по пути из Ливии в Италию. На борту находились 800 беженцев, хотя оно рассчитано только на команду из 15 человек. Проект называется «Barca nostra» («Наша лодка»).

Работы биеннале можно увидеть в Венеции до 24 ноября 2019 года.