ИЗДАНИЕ ОБ УСПЕШНЫХ ПРОЕКТАХ И ГЕНИАЛЬНЫХ ИДЕЯХ

Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа

До 19 мая 2019 в ГМИИ им. Пушкина в сотрудничестве с галереей Тейт (Лондон) проходит выставка «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа». Событие стало уникальной возможностью для российского зрителя увидеть значительную часть британской истории искусства, посвященную фигуративной живописи, ее возможностям и трансформациям, ее способности выражать глубоко личное переживание каждого отдельного человека.

Впервые термин «Лондонская школа» был введен художником Р.Б. Китаем в 1976 году для обозначения ряда лондонских художников, работы которых концентрировались на человеческой фигуре и ее содержании. Впоследствии термин стали употреблять в основном применительно к группе из шести художников, в которую входили Фрэнк Ауэрбах, Фрэнсис Бэкон, Р.Б. Китай, Леон Коссоф, Люсьен Фрейд и Майкл Эндрюс. Помимо этих мастеров на выставке представлены еще четыре художника, чьи творческие и педагогические установки, методы работы, а также обстоятельства биографий позволяют причислить их к Лондонской школе, — это Юэн Аглоу, Дэвид Бомберг, Уильям Колдстрим и Паула Регу.

 

Представители Лондонской школы – это художники, которые противопоставили стиль своей живописи абстракционизму и концептуализму, набирающему свою популярность в то время, обратившись к традициям фигуративной живописи. Фигуративность еще не значит академизм, поэтому, исказив свое представление о передаче реальности, остающейся предметной, такие художники, как Дэвид Бомберг, Фрэнк Ауэрбах и Леон Коссофрешили наделить ее психологизмом, добавить экспрессивности и выразительности для трансляции окружающего мира и субъективных переживаний (напомним, что происходило это в обстановке мира, едва оправившегося от Второй мировой войны).

 

Пушкинский музей ставит этот проект в один ряд с более ранними масштабными выставками, осуществленными ГМИИ в сотрудничестве с Тейт: «Тёрнер. 1775–1851» (2008–2009), «Уильям Блейк и британские визионеры» (2011–2012), «Прерафаэлиты: викторианский авангард» (2013). По словам организаторов, экспозиция продолжает знакомить российского зрителя с важнейшими вехами в истории искусства Великобритании, а также с основными направлениями и тенденциями в европейском искусстве после Второй мировой войны; первым шагом на этом пути был проект «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968» (2017).

Выставка ранее с успехом прошла в Лондоне, Лос-Анджелесе, Малаге и Орхусе. В общей сложности ее посетили более 600 тысяч зрителей.

 

В экспозиции представлено 80 живописных и графических работ из собрания Тейт. Генеральным спонсором выставки выступил банк ВТБ.

 

Выставку сопровождает цикл дискуссий, подготовленный агентством Science.me. В дискуссиях принимают участие ведущие российские ученые – специалисты по изобразительному искусству, поэзии, философии и социальной антропологи.