ИЗДАНИЕ ОБ УСПЕШНЫХ ПРОЕКТАХ И ГЕНИАЛЬНЫХ ИДЕЯХ

Интервью ведущей актрисы сцены «Театра у Никитских ворот» Юлии Бружайте

«Она  - труженица. Она – красавица. Она – из «балетных».
Марк Розовский

 

 

Юлия Бружайте - Ведущая актриса сцены «Театра у Никитских ворот», одна из любимых актрис Александра Калягина и Марка Розовского в интервью изданию Skolkovo Vision.

SV.Юля, я знаю, вы очень творческий человек — расскажите, пожалуйста, о себе, о роли искусства в вашей жизни (о детстве, музыке, живописи и театре).

Я родилась в Москве, но по семейным обстоятельствам мои родители, когда я была еще совсем маленькой, переехали жить в Клайпеду, где я и выросла. Моему отцу, литовцу по национальности, дали работу старшего преподавателя в Клайпедской консерватории (филиал Вильнюсской на то время). И это было очень важно для нашей семьи, поскольку в Москве для него работы по его профессии дирижера-хоровика не было и наша семья буквально нуждалась, перебиваясь мелкими подработками, преподаванием музыки, частными уроками. Моя мама тоже была преподавателем музыки и учителем рисования. В Клайпеде ей предоставили работу в местном музыкальном училище, как педагогу по фортепиано. Итак, моя семья полностью музыкальная и со стороны мамы еще и живописная. С детства я обучалась у своих же родителей игре на фортепиано и рисованию. Еще я увлекалась балетом. В одной из комнат, специально пустующей, поставили балетный станок, и ко мне приходил частный педагог по хореографии. Моя семья была исключительно творческой, и близкие моей семье люди были людьми творческих профессий. Я регулярно ходила в местный театр народной оперы, в спектаклях которого участвовали замечательные оперные певцы, они же педагоги консерватории. Вначале я хотела стать балериной и даже какое-то время обучалась в хореографической школе при Ленинградском мюзик-холле. Став немножко постарше, переменила желание, решила делать актерскую карьеру. Меня вообще в подростковом возрасте очень сильно мотало в разные стороны: я долго не могла понять, чего же я все-таки хочу. Я хотела всего: быть и балериной, и артисткой, и художником, и даже геологом-археологом, потому что очень привлекала история. Желание актерской карьеры перетянуло весы, и я переехала в Москву и поступила в театральную студию «У Никитских ворот», а затем в театральный вуз. Очень много лет не рисовала и не хотела об этом даже и думать, чтобы не травить душу, но горькая тоска по прошлой прекрасной, наполненной жизни детства бередила мои раны, и я старалась посещать многие выставки и музеи мира. Не так давно, после потери моего близкого человека, мамы, я снова стала рисовать, и моя жизнь наконец-то стала полной и, не боюсь в данном случае пафоса, обрела счастье и смысл в буквальном понимании. Я наконец-то обрела внутреннюю гармонию и комфорт. Есть такое выражение, «в ладу с самим собой». Я обрела это состояние. Я в ладу сама с собой. Единственное сожаление, что это понимание, что нужно вернуться в живопись, пришло ко мне поздновато, но не поздно, и я полностью ушла в работу со страхом, что я чего-то не успею, что двигает меня к работе в этой прекрасной сфере и совершенствованию самой себя как художника.

 

SV.Начало вашей творческой карьеры пришлось на «лихие 90» расскажите, как это было?

В стране страшная инфляция. В театре была настолько низкая зарплата, что не хватало буквально на еду и на оплату квартиры. А у меня — смерть моего папы, буквально на руках больная мама и совсем еще маленькая дочка. Пришлось работать по ночам в клубах. Они открывались и быстро закрывались по всей Москве. Где-то уже во втором клубе, моем месте работы (а я устроилась в бильярдный клуб), было много бильярдных столов. Я их до этого момента видела только в американских кинофильмах. Так вот я работала по ночам, а по утрам репетировала в театре, и вечером были спектакли. В мои обязанности входили уборка, мойка посуды, уборка со столов, и я должна была приносить заказы клиентов. Типа официантка и уборщица в одном лице. Где-то после двух часов ночи посетители обычно расходились, а мой график работы — до шести утра. Я не имела права засыпать, даже сидя на стуле, если в клубе никого нет. И чтобы не заснуть, я стала учиться играть в бильярд. Меня обучал местный мастер спорта по бильярду, который там работал, и прохлаждался вместе со мной без дела, и тоже не имел права где-нибудь прикорнуть. И я этой игрой очень увлеклась и старалась себя совершенствовать. В итоге так навострилась, что впоследствии хозяин клуба не только разрешал, но и просил поиграть с клиентами, у которых не было пары в игре. Что я с удовольствием и делала. Это ведь было гораздо приятнее для меня, чем мыть и убирать в клубе. Так я стала играть все лучше и лучше, совершенствуя мастерство. Участвовала в турнирах по Москве. Несколько раз мое умение выручало меня финансово, и даже очень выручало. Потом у меня волей обстоятельств появился маленький ресторанчик, и тоже с бильярдным столом, в здании ЦСК на метро «Аэропорт». Но просуществовал недолго. Там начались жестокие разборки за территорию местного начальства, и ресторанчик в один день пришлось срочно закрыть. В память о тех лихих временах у меня дома стоит бильярд именно оттуда, из моего ресторанчика. Но теперь играю редко, только если кто-то из гостей захочет поиграть.

SV. Что для вас театр? Любимый актер, актриса?

Я в театре служу вот уже 37 лет. И конечно, театр — это вся моя жизнь. И это не пустые слова. Все складывалось по-разному. Я ведь в нем с самого его рождения и взрослела вместе с ним. Были периоды, когда было очень много работы, были периоды, когда, казалось, работы очень мало, и я ничего не могла с этим поделать. Актерская профессия очень зависима, и это одна из главных причин, почему я вернулась в живопись. И, только соединив актерство и живопись, я почувствовала себя в какой-то степени реализованной, хотя бы потому, что теперь у меня совершенно нет свободного времени для пожирания себя изнутри из-за безделья. Теперь главная задача — правильно распределить свою энергию, чтобы как можно больше успеть. Мой любимый актер — Александр Александрович Калягин. Его мягкость, тонкость, чувство юмора, чувство меры, его ум, в конце концов: он умный актер, умный! Я люблю умных актеров, особенно мужчин, и всегда это тонко чувствую.

SV.Какую роль вы хотели бы получить и почему?

Многие годы работы в театре я в большинстве случаев хотела драматические, глубокие, даже трагические роли. Я считала, что это самые важные роли для проявления себя как талантливой актрисы и именно это и определяет меня как актрису с большой буквы, и все мои старания и желания были направлены на мой рост как актрисы именно в этом направлении. Я любила страдать и относилась к этим состояниям как к необходимому обучению и росту самой себя для таких ролей. Со временем все изменилось. Я поняла, что все мои страдания, какими бы они ни были реальными, ничто перед страданиями и тяжелой жизнью большинства людей. Людям нужны свет и добро. Самое большое счастье для мня, как актрисы и человека, когда зритель приходит в театр и радуется, смеется и пусть хоть на небольшое время, но забывает о своих печалях и проблемах, и если роль позволяет немножко всплакнуть вместе с моей героиней, то эти слезы как облегчение… опять же направлены на радость, потому что хороший финал, именно хороший, а не плохой, неизбежен и только он и возможен. Людям нужно дарить надежду. Я очень хотела бы сыграть какую-нибудь смешную роль в веселой, пусть и местами грустной, но в первую очередь позитивной комедии.

 

SV. Расскажите о кино — самые сильные впечатления.

Одна из очень любимых моих ролей — Волконская в сериале «Петрович» режиссера Георгия Гаврилова. Моим партнером к тому же был Алексей Петренко, великий русский актер. Имела огромное счастье с ними работать и очень этим горжусь. Недавно снялась в короткометражке «Браво танго» режиссера Михаила Богдасарова. Моя героиня — солистка шоу аргентинского танго, она тяжело больна, но до самого последнего момента борется, несмотря ни на что, за то, чтобы остаться в профессии, потому что не мыслит себя вне ее. И для нее уйти из профессии смерти подобно при любом раскладе. Также роль в «Быстрых свиданиях» режиссера Михаила Богдасарова — эксцентричная модератор-психолог, довольно комический персонаж. Эти две мои последние работы дороги моей душе: одна понятна личностной трагедией артистки, уходящей из жизни, другая наполнена  заразительным позитивом и любовью к людям. И работать с режиссером Михаилом Богдасаровым было огромным счастьем. Он ведь не только выдающийся русский актер, но и талантливейший режиссер со своим трогательным видением мира

 

SV.Вы опробовали роли предпринимателя, актрисы, художника, балерины, сейчас вы еще писатель — что нравится больше?

Трудно сказать. Всему свое время. Было время, страстно хотела быть балериной и усиленно над этим работала. Моя страсть к актерству никуда не ушла, она стала моей некой сущностью, неотделимой частью самой себя. Живопись приводит меня в равновесие и дает самоконтроль, контроль своих действий, и познание своих возможностей при полном одиночестве. И в этот момент надо мной нет чьего-либо диктата. Я сама себе творец. С самого начала и до конца я сама решаю, что я пишу, как я пишу. И только мой мозг диктует и направляет меня, и я сама отвечаю за свое создание. Но моя главная задача — что бы я ни делала в своем творчестве, я все это делаю для радости людей, чтобы им было теплее и уютнее в их сложной, тяжелой жизни. Чтобы, смотря на мои работы, они не теряли веры в лучшее и обязательно улыбались.

Недавно я приступила к написанию романа «Мария из Брюгге». Идея родилась спонтанно, как и многие посещающие меня фантазийные сюжеты картин. А я очень люблю сюжетно-игровые картины, где не только натюрморт или пейзаж. Хотя и в их вроде вполне лаконичной простоте тоже можно передать необыкновенно интересный рассказ. Так вот. Два года назад я придумала историю, но поняла, что не смогу ее воплотить на полотне. Ее сюжет получился слишком длинным. И так пришла идея книги. Иллюстрации к книге я напишу сама. Кто же лучше меня это сделает? Это же моя книга, моя история. Хочу сказать, что это смешанный жанр. Тут и фэнтези, и далекие приключения. И даже с элементами ужасов, так любимых нами, современными людьми. О чем же моя книга? Первое. Мы все дети своих родителей, а наши родители — дети своих отцов и матерей и так далее. А что мы знаем о них? Мы все живем в современном социуме, и с детства нас обучают в школах, как правильно мыслить, как правильно решать задачи, приучая к будущей взрослой жизни, в которую мы рано или поздно войдем. Мы все ученики, независимо от того, кто и как учится. И мы все, входя в эту взрослую жизнь, так получается, мыслим по шаблону, определяемому такими же, но уже взрослыми детьми, которых так же обучали по правилам жизни. Именно эти правила позволяют нам, взрослым, выжить и не погибнуть, не нарушая этих правил. Мы воспринимаем многих людей по навязанному клише в нашем сознании и все, что не вписывается в общепринятые рамки, осмеиваем, и современное высокомерие не позволяет нам увидеть прошлое когда-то наших очень близких людей с уважением. Мы даже не пытаемся быть любопытными. А зачем? За нас все давно уже решили. Я раздвигаю рамки пространства и увожу в глубокое подсознание, что открывает много интересного и неожиданного для моей героини и позволяет ей в итоге обрести настоящую любовь. Второе. Мой роман, конечно, о любви. Когда-то данная клятва любви, пройдя все преграды и даже столетия, раздвигая пространство и время, обязательно будет исполнена.

 

SV.Если отмотать назад, кем вы хотели бы стать?

Если бы я знала, как сложится моя жизнь, конечно, я многое вычеркнула бы из своей жизни. И мне не совсем понятны те люди, которые, отвечая на этот вопрос, говорят, что они не стали бы ничего менять. Ну, может, только они святые, все делали в жизни правильно и им не о чем сожалеть. Но я в это не верю. Я многое изменила бы и многое не стала бы совершать. Но с другой стороны, если бы моя жизнь сложилась кардинально по-другому, то моя доченька не смогла бы родиться. А она самое главное волшебство в моей жизни. Я бы сказала так: я бы, может, снова прожила эту же жизнь, но с некоторой коррекцией. В любом случае я все равно стала бы хорошим, добрым человеком — и моим родителям и моей дочке не стало бы за меня стыдно.

 

SV. Существуют ли правила жизни Юлии Бружайте?

Относиться к людям с уважением. Беречь своих друзей и особенно близких, родных людей. Не требовать от людей больше, чем они могут. Не терять чувства юмора и надежды на лучшее. Заниматься тем (относительно работы), чем ты на самом деле увлечен, до последней капли, и стараться выполнять свою работу хорошо.

 

SV.Как вы проводите свободное время?

Никак. У меня его нет. Если я не репетирую и не играю спектакль, то я в обнимку с мольбертом. Встаю рано. Покатаюсь на велосипеде на Москве-реке часочек и сажусь писать, бывает, и до глубокой ночи. Это и есть все мое свободное время, наполненное любимыми занятиями. Каждый год езжу к себе на родину в Клайпеду, это уже давно сложившаяся традиция, иначе… Как говорится, без кота и жизнь не та, а у меня без моего моря и жизнь не та. Я должна быть на своей земле, на своей родине, дышать этим прохладным балтийским воздухом, и не важно, какая погода. Моя земля меня лечит и дает силы и энергию. И никакие дорогущие курорты не сделают меня счастливой. Без нее сердце щемит и ноет. Она меня зовет все время. Ведь я ее часть. Надеюсь, неплохая ее часть.