ИЗДАНИЕ ОБ УСПЕШНЫХ ПРОЕКТАХ И ГЕНИАЛЬНЫХ ИДЕЯХ

Кинематограф 90-х: насилие, как культурный феномен

“Во всём, на что направлен в наши дни киноаппарат, массы получат возможность взглянуть самим себе в лицо.”

 

Это высказывание принадлежит знаменитому немецкому философу и теоретику культуры Вальтеру Беньямину. И, пожалуй, именно с этой цитаты я начну свои рассуждения об одном из самых прекрасных и спорных явлений в искусстве — кино.

 

За прошедшие сто с лишним лет в истории кинематографа успели появиться фильмы самых разных жанров, направлений и стилей: начиная от американских классических комедий 20-ого века (например, фильм Билли Уйалдера “В джазе только девушки”) и заканчивая тяжёлым, сложным артхаусом (“Антихрист” Ларса Фон Триера). Однако мне хотелось бы рассмотреть один из феноменов современной культуры — кино 90-х годов. 

Если говорить о картинах, вышедших в тот период, то можно смело сказать, что почти все они до сих пор остаются предметом для оживлённых дискуссий из-за неоднозначности своего высказывания. У нас были выпущены: “Брат”, “Небеса обетованные”, “Хрусталёв, машину!” На западе тогда увидели свет такие фильмы, как “Адвокат дьявола”, “Титаник”, “Основной инстинкт” и т.д.

 

Я долго думала, о каком же фильме написать первым, дабы грамотно преподнести знакомство с этой эпохой, и мой выбор остановился на одной из самых актуальных на сегодняшний день картин знаменитого американского режиссёра Дэвида Финчера (“Загадочная история Бенджамина Баттона”, “Девушка с татуировкой дракона”, “Семь”, “Карточный домик). Наш разговор пойдёт о “Бойцовском клубе”, снятому по мотивам одноимённого культового романа Чака Паланика. 

 

Могу сказать сразу, что это кино стоит посмотреть как минимум из-за актёрского состава. Посудите сами, насколько потрясающее трио здесь в главных ролях: Эдварт Нортон (“Американская история Х”), Брэд Питт (“Мистер и миссис Смит”), Хелена Бонэм Картер (“Порочные связи”). 

 

Если вдруг вам придёт в голову мысль устроить семейный просмотр этой картины, то забудьте об этом раз и навсегда. Это наполненный безграничным насилием и жестокостью рассказ главного героя о поисках самого себя, своего места в обществе и своего предназначения. Тяжёлая история человека, который только в самом конце принимает поистине мужское, волевое решение, дабы хотя бы в малой степени искупить свою вину перед миром вокруг. Анархия, кровь, алкоголь, секс и размышления о своей правоте. 

“Тварь я дрожащая или право имею?”, - небезызвестная фраза Раскольникова, прекрасно описывающая как внутреннюю, так и внешнюю борьбу протагониста “Бойцовского клуба”. 

 

Как ни странно, но фильм не оставляет ощущения какой-то духовной грязи после просмотра. Да, возможно, вопросов появиться больше, чем ответов, но определённые выводы думающий зритель для себя сделает в обязательном порядке, потому что это то кино, которое оставляет обширную почву для размышлений. Однако я настаиваю на том, что эту картину нужно рассматривать исключительно с эстетической точки зрения, но никак не с этической, иначе теряется вся прелесть происходящего там действа. 

 

Когда на самом деле появляется Тайлер Дёрден? Кто такая Марла Сингер и существует ли она на самом деле? Что является правдой, а что — игрой воображения? Ответы на эти вопросы вам предстоит самостоятельно найти для себя после знакомства с одним из шедевров мирового кино 90-х годов. Хотелось бы пожелать вам приятного просмотра, но вряд ли он таковым будет.

 

Автор: Колосова Анна