ИЗДАНИЕ ОБ УСПЕШНЫХ ПРОЕКТАХ И ГЕНИАЛЬНЫХ ИДЕЯХ

Сколтех представил разработки по борьбе с детским аутизмом

Причины аутизма – расстройства, возникающего вследствие нарушения развития головного мозга и выражающегося дефицитом социального взаимодействия и общения, шаблонными действиями, отставанием в развитии речи, мышления и эмоций –  тесно связаны с генами, влияющими на созревание синаптических связей в головном мозге, однако генетика заболевания сложна, симптомы и признаки болезни очень разнообразны, поэтому до сих пор невозможно найти уникальное средство лечения или предотвращения заболевания. 

Для родителей прежде всего важно помочь ребенку наладить контакт с внешним миром. Существующие программы абилитации – системы лечебно-педагогических мероприятий – помогают детям развивать социальное взаимодействие и преодолевать трудности коммуникации. На сегодняшний день в такие программы все чаще внедряют технологические инновации. Например, используются мобильные приложения с дополненной реальностью для улучшения ориентирования в окружающем мире. Другим действенным подходом является – использование роботов. Дети, испытывающие трудности с общением, охотно контактируют с человекоподобным устройством, повторяя за ними обучающие движения. Роботы, в отличие от людей, не устают, действуют предсказуемо по заданной программе и обладают бесконечным запасом «терпения».

 

Разработки Сколтеха позволяют с помощью искусственного интеллекта, а также компьютерного зрения, отслеживающего движения и мимику детей, добиваться вовлеченности ребенка в процесс обучения, и, как следствие, коррекции симптомов.

На лекции совместного проекта Сколковского института науки и технологий и парка Зарядье «Сколтех в Зарядье» руководитель лаборатории Интеллектуальной космической робототехники, доцент Сколтеха Дмитрий Тетерюков и врач высшей категории клиники МедСи, президент ассоциации специалистов по медецинскому сопровождению детей с аутизмом Максим Пискуноврассказали о том, как робототехника применяется при коррекции аутизма. Пискунов отметил важность научных исследований, в том числе, внедрения роботизированной коррекции в борьбе с расстройствами аутистического спектра, наряду с реабилитирующей средой, медецинским сопровождением, педагогической коррекцией и психотерапевтической помощью для родителей. В числе функций сопровождающих роботов: эмоциональная обратная связь, дружественный интерфейс, стимуляция и мотивация. Коммуникация происходит посредством невербального взаимодействия. На лекции отметили необходимость вовлеченности ребенка в процесс коммуникации, важность его эмоционального отклика – роботов предполагается отдавать ребенку в управление под предлогом игры, что создаст нужный уровень взаимодействия.

 

Преимущество робототехники в системе борьбы с аутизмом перед другими вариантами состоит в искуственном интеллекте, который должен выявлять конкретные симптомы у пациента и самостоятельно подбирать вариации их лечения. Это происходит в процессе адаптирования к ребенку и его уникальному поведению.